6 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым одобрил постановление «О проведении общекрымского референдума», которым, в частности, предусмотрено вхождение Крыма в состав Российской Федерации и проведение 16 марта 2014 года общекрымского референдума, на который будут вынесены такие вопросы:
1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
2) Вы за возобновление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?
В этой связи Действующий глава ОБСЕ, Министр иностранных дел Швейцарии Д.Буркхальтер заявил, что проведение «референдума» в Крыму 16 марта или определение независимости Крыма является незаконным.
Ссылаясь на опыт других государств, в частности Швейцарии, Действующий глава ОБСЕ подчеркнул, что процессы, направленные на изменение конституционного строя и усиления автономии регионов, носят сложный и длительный характер, а диалог, как на национальном, так и на региональном и местном уровнях, должен быть всеобъемлющим и инклюзивным. Иначе, вместо решения проблемных вопросов, включая обеспечение прав меньшинств, такие процессы лишь усиливают напряженность.
В связи с этим подчеркиваем:
Украина является суверенным, независимым государством, с целостной, неприкосновенной территорией, а какое-либо вмешательство во внутренние дела государства являются недопустимыми;
Автономная Республика Крым является неотъемлемой частью Украины, на территории которой действует Конституция Украины и законы Украины;
провозглашение Верховным Советом АРК общекрымского референдума по изменению государственной принадлежности Крыма является таким, которое прямо противоречит статье 73 Конституции Украины, а также статьям 18 и 26 Конституции АРК;
согласно положениям пункта 2 статьи 85 Конституции Украины полномочия назначения референдума по вопросам территориальных изменений возложены исключительно на Верховную Раду Украины;
вынесение на так называемый «референдум» упомянутых выше вопросов рассматривается как грубое нарушение действующего законодательства Украины, в частности, ст. 73 Конституции Украины и п.2 ч.3 ст.3 Закона Украины «О всеукраинском референдуме», которые определяют, что вопросы изменения территории решаются исключительно всеукраинским референдумом;
проведения такого референдума с нарушением Конституции Украины и действующего законодательства Украины, как и любые результаты такого референдума, являются противоправными, а дальнейшие решения, принятые на их основе – нелегитимными.