Конституционная реформа 2004 года
Предыдущая попытка реформировать Конституцию Украины, осуществленная в 2004 году, сопровождалась нарушением конституционной процедуры принятия изменений. Новые конституционные нормы, продиктованные политической целесообразностью не смогли обеспечить эффективное функционирование государственного механизма, а наоборот, привели к политическим кризисам и перманентному противостоянию между ветвями власти. Венецианская комиссия, например, отмечала по этому поводу в своих выводах, что "изменения в Конституцию в том виде, в котором они приняты, не в полной мере позволяют достичь цели конституционной реформы - создания сбалансированной и функциональной системы управления".
Нарушения конституционной процедуры стали основанием для того, чтобы Конституционный Суд Украины принял 1 октября 2010 г. решение, которым определил Закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря в 2004 г. неконституционным.
Для обеспечения стабильности конституционного строя в Украине, гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд своим решениям возобновил также действие предыдущей редакции Конституции Украины 1996 года. После выведения за пределы конституционного поля противоречивых норм образца 2004 года, Украина оградила себя от дальнейшего разбалансирования политической системы в государстве.
Однако, возобновление действия Конституции 1996 года рассматривается украинской властью как подготовительный шаг на пути к системному реформированию страны. На сегодняшний день очевидной является необходимость такого усовершенствования Основного Закона, какое бы учитывало развитие общественных отношений в государстве, практический опыт реализации положений действующей Конституции и тенденции современного европейского конституционализма.
Создание конституционной ассамблеи в Украине
Понимая важность обеспечения общественного согласия касательно предложений о конституционных изменениях, Президент Украины поддержал инициативу создания Конституционной Ассамблеи для подготовки изменений в Основной Закон.
Как свидетельствует мировой опыт Конституционная Ассамблея, как не ангажированная и профессиональная представительская институция, позволяет привлечь к обсуждению, в первую очередь, представителей общественности и является одной из эффективных демократических форм достижения политического согласия о внесении изменений в Конституцию. Образование Конституционной Ассамблеи предопределено необходимостью подготовки предложений относительно совершенствования Конституции, которая будет основываться на принципах транспарентности, общедоступности, демократичности, деполитизирования и невмешательства.
В связи с этим, 21 февраля 2011 года Президент Украины подписал Указ № 224/2011 "О поддержке инициативы создания Конституционной Ассамблеи", которым была создана Научно-экспертная группа по подготовке Конституционной Ассамблеи. В состав научно-экспертной группы вошли ведущие украинские ученые, эксперты, юристы-конституционалисты, которые в разные времена имели непосредственное отношение к работе над украинской Конституцией как в целом, так и к формированию ее отдельных разделов.
В результате Научно-экспертной группой была подготовлена Концепция формирования и организации деятельности Конституционной Ассамблеи, которая утверждена Указом Президента Украины № 31/2012 от 26 января 2012 г.
Эта Концепция определяет цель создания, статус, порядок формирования Конституционной Ассамблеи, задания, принципы, формы и порядок организации ее деятельности.
Для обеспечения широкого представления общественности в работе над подготовкой предложений относительно внесения изменений в Основной Закон, предусмотрено, что Конституционная Ассамблея будет состоять из 100 человек, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы в сфере создания государства, имеют авторитет в обществе и, как правило, не являются лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления. Кандидатуры этих лиц должны быть поданы ведущими политическими силами, научными кругами, общественными организациями до 16 апреля с.г. для формирования персонального состава Ассамблеи.
Для обеспечения прозрачности конституционной реформы предусматривается широкое привлечение к дискуссии европейских экспертов в отрасли конституционного права, в первую очередь, Венецианской Комиссии.
Важно отметить что проект Концепции неоднократно рассматривался на заседаниях Научно-экспертной группы Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права, научно-практических конференциях. В частности, во время подготовки Концепции, к сведению приняты рекомендации Венецианской Комиссии, предоставленные в марте в 2011 г.
Применение такого подхода позволит избежать повторения ситуации 2004 года.
Учитывая важность достижения соответствующего консенсуса в вопросах конституционного формирования, ключевым для успешного завершения начатой реформы является демонстрация всеми политическими силами компромиссной позиции. Поэтому заявления представителей отдельных оппозиционных сил об отказе участвовать в работе Ассамблеи являются неконструктивными.
Обеспечение надежной защиты прав человека и его основных свобод, формирование сбалансированной системы представительской демократии европейского образца, укрепление парламентаризма, построение эффективной системы сдерживаний и противовесов, создания действенных механизмов "прямой демократии" - это конечная цель конституционного реформирования в Украине.
Создание Конституционной Ассамблеи станет эффективным механизмом проведения конституционной реформы, который обеспечит четкое соблюдение существующих правовых норм и позволит привлечь потенциал специалистов-конституционалистов, независимых экспертов политиков и представителей общественности.