Портал в режиме тестирования и наполнения
До 71-ї річниці депортації кримських татар 1944 року
18 мая 2015 13:30

Трагической страницей вошла в летопись истории крымскотатарского народа его массовая депортация, осуществленная партийно-государственным руководством СССР. В ночь с 17 на 18 мая 1944 г., согласно постановлению Государственного комитета обороны СССР от 11.05.1944 г., из Крыма начали депортировать крымских татар, обвиненных в «измене родине». На НКВД возлагалась обязанность закончить выселение крымских татар до 1 июня 1944 г. По достоверным оценкам историков, депортации подверглись более 194 000 крымских татар. 24 июня 1944 г. их судьбу разделили более 15000 греков, 12,4 тыс. болгар, 9,6 тыс. армян (постановление ГКО от 02.06.1944 г.).

По постановлению ГКО спецпереселенцам разрешалось «взять с собой личные вещи, бытовой инвентарь и продовольствие в количестве до 500 кг на семью». На НКВД и другие наркоматы возлагалась обязанность «обеспечить в эшелонах с переселенцами медико-санитарное обслуживание и горячее питание». На самом же деле, на сборы переселенцам были даны считанные минуты, а потому они ехали почти с пустыми руками, без пищи и достаточного количества одежды. Многим семьям вообще было запрещено брать с собой любые вещи.

В докладной записке, которую Берия написал Сталину в начале июля, изображается идиллическая картина: при депортировании не было ни одного смертельного случая. В другом официальном сообщении все же отмечена смерть 191 человека, умерших в эшелонах, но и такая небольшая численность человеческих потерь кажется невероятной. Сравнение количества депортированных, согласно рапортам НКВД, и демографической расшифровки численности привезенных, расселенных и закрепленных за отдельными хозяйствами, свидетельствует о 7889 умерших.

Число спецпереселенцев пополнилось в 1945 г., когда по окончании войны солдаты и офицеры, которые воевали с фашизмом, тоже были объявлены «предателями» и направлены в ссылку к своим семьям.

Крымских татар депортировали в отдаленные районы Сибири, Урала, Средней Азии, где они оказались без документов, в условиях комендантского режима, без права передвижения даже с целью поиска утерянных при выселении семей.

Тяжелые условия быта в спецпоселениях, которые осложнялись необычным для переселенцев климатом и инфекционными заболеваниями, привели к массовым заболеваниям и смертности депортированных, что усугублялось фактическим отсутствием медицинского обслуживания.

Вследствие этого уже в июле 1944 г. в Узбекистане вспыхнула эпидемия малярии и желтухи. В частности, в Наманганской области заболело 40% депортированных. По архивам НКВД, до 1 января 1945 г. в Узбекистане умерло 13592 ссыльных крымских татар, что составляло 9,1% от их количества, а за следующий 1945 год было зафиксировано еще 13183 умерших (6096 из которых были дети, 4525 - женщины, 2562 - мужчины). Таким образом, за первые полтора года депортации погибло 17,8% депортированных в Узбекистан крымских татар. По данным национального движения крымских татар, в первые 4 года депортации из них погибло 46,2 % (по официальной статистике - 23%, т.е. 44,9 тысяч человек).

28 ноября 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР Указом "Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны" устанавливал пожизненный срок выселения и назначал 20-летнее наказание принудительными работами за побег и 5 лет - за укрывательство беглецов. Начиная с 1954 г., репрессивная политика утратила свою интенсивность. 13 июля 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил свой указ от 26 ноября 1948 г. об уголовной ответственности за побег из мест ссылки.

ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.) открыто осудил политику депортаций. В соответствии с решениями съезда Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 27 марта 1956 г. освободил от учета спецпоселенцев крымских болгар, греков и армян, а 28 апреля 1956 г. издал Указ "О снятии ограничений относительно спецпоселения с крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". Однако данные указы все еще запрещали депортированным возвращаться в Крым.

Несмотря на частичный характер принимаемых решений, они все-таки облегчили гражданское положение депортированных, лишив их унизительных формальностей пребывания на учете. Это давало возможность для переселения в другие местности СССР, которой отдельные депортированные смогли воспользоваться.

Политические акции крымских татар (петиционная кампания, создание политических организаций, акции протеста и т.д.) привели к еще одному политическому успеху - 5 сентября 1967 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму". Указ отменял обвинения в измене крымских татар, однако, провозглашал якобы полное укоренение крымских татар в Узбекистане.

В январе 1974 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил запрет грекам, армянам, болгарам и крымским татарам возвращаться в Крым на места их прежнего проживания.

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергнутых принудительному переселению, и обеспечению их прав", а 7 марта 1991 года - Постановление "Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся принудительному переселению, и обеспечению их прав".

Возвращение крымских татар в Крым приобрело массовый характер, начиная с 1987 г. В начале 90-х гг. крымские татары стали третьей по численности этнической группой в Крыму. Репатрианты возвращались на территорию, где их бывшие поселения и помещения были заняты, а возможности трудоустройства ограничены или вовсе отсутствовали. Нужны были оперативные и действенные меры власти для обеспечения прибывших жильем, работой, учреждениями социальной инфраструктуры - учреждениями здравоохранения, образования, культуры, досуга и т.д. В условиях социально-экономического кризиса на всем посткоммунистическом пространстве решения упомянутых проблем становилось очень сложной задачей. Устройство на родине тех, кто возвращался из мест депортации, требовало огромных средств. Украина со времени провозглашения независимости взяла на себя полную ответственность за судьбу всех своих граждан, включая тех, кто возвращался на ее территорию из мест депортации. В 1992-2013 гг. процесс репатриации в Украину бывших депортированных по национальному признаку лиц проходил в рамках Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, которое было заключено в 1992 г. в г. Бишкек странами-участницами Союза Независимых Государств и пролонгированное в 2003 г. в г. Санкт-Петербург на следующий десятилетний срок.

Правовой основой для реализации государственной политики в сфере защиты прав бывших депортированных по национальному признаку лиц, вернувшихся на постоянное проживание в Украину, является Декларация прав национальностей Украины, а также законы Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», «О национальных меньшинствах в Украине», "О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку" и др.

С 1991 г. органы власти Украины прилагают значительные усилия для обеспечения необходимых ресурсов в целях обустройства и интеграции в украинское общество репатриантов, которые были депортированы по национальному признаку сталинским режимом. С целью решения вопросов интеграции репатриантов Правительством Украины 25 января 2002 г. была принята «Программа содействия социальному становлению и адаптации крымскотатарской молодежи на 2002-2005 годы» и 11 мая 2006 г. принята «Программа Кабинета Министров Украины по расселению и обустройству депортированных крымских татар и лиц других национальностей, вернувшихся на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество на период до 2010 года», которая была продлена соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины на период до 2015 г.

До оккупации Российской Федерацией Автономной Республики Крым в феврале-марте 2014 г. Украина фактически за счет собственных ресурсов осуществляла масштабную работу, направленную на решение социально - экономических проблем крымских татар и лиц других национальностей, которые возвращались на постоянное жительство в Крым.

Начиная с 1991 г., в Государственном бюджете Украины отдельной строкой предусматривались расходы на обустройство репатриантов. Бюджетные средства направлялись, главным образом, на строительство жилья, инженерных коммуникаций, объектов социально - культурного назначения. Общая сумма расходов из Государственного бюджета Украины на обустройство бывших депортированных по национальному признаку граждан по состоянию на конец 2013 г. более 158 млн. дол. США.

О действенности мероприятий, которые проводились Правительством Украины с целью обеспечения процесса репатриации и интеграции бывших депортированных крымских татар, красноречиво свидетельствуют следующие данные:

1. Сталинским режимом было выселено из Крыма 200 тыс. человек этнических крымских татар. На начало 2013 г. на на постоянное проживание в Украине, в АР Крым, вернулось около 266 тыс. человек этнических крымских татар.

2. По результатам выборов в местные советы в 2010 г. удельный вес представителей крымских татар в деятельности органов самоуправления составлял 16%, в то время как доля крымских татар в общем этническом составе Крыма составила 13,7%. В 2013 г. в Совете министров АР Крым крымские татары занимали 8 руководящих должностей. На должностях государственной службы, а также на должностях местного самоуправления работало более 1800 человек из числа представителей депортированных национальностей, что составляло 6,4 % от общего числа служащих.

3. По данным Республиканского комитета АР Крым по земельным ресурсам, по состоянию на конец 2012 г. доля земельных участков, выделенных крымским татарам под строительство жилья (более 85 тыс. участков площадью примерно 11 тыс. га) в общем количестве выделенных земель этой категории для населения в целом составляла 17,1%.

4. В 2013/2014 учебном году в АР Крым действовало 15 общеобразовательных учебных заведений с обучением на крымскотатарском языке (3092 ученика). Подготовка учителей крымскотатарского языка и литературы осуществлялась Республиканским высшим учебным заведением «Крымский инженерно-педагогический университет» и филологическим факультетом Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Министерством образования и науки Украины созданы и напечатаны учебные программы по крымскотатарскому языку и чтению для 1-4 классов, 5-9 классов и учебники по крымскотатарскому языку и литературе, украинско-крымскотатарский и крымскотатарско-украинский школьный терминологический словарь, книгу-пособие для детей младшего школьного возраста «Сказки большой семьи» на крымскотатарском языке.

Так, в 2001-2013 гг. только учебников для общеобразовательных учебных заведений с обучением на крымскотатарском языке издано 82 названия общим тиражом 103207 экземпляров, около 30 учебно-методических пособий по крымскотатарскому языку и литературе для дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведений. Из бюджета АР Крым профинансировано издание 63 наименований учебной и учебно-методической литературы и 60-ти наименований художественной литературы на сумму 580 тыс. дол. США.

5. Численность культовых зданий и помещений для осуществления религиозных обрядов за 12 лет увеличилась для мусульманских организаций - на 122% (с 146 в 2000 году до 324 - в 2012 г.).

Украинское государство, осознавая всю сложность процесса интеграции репатриантов в украинское общество, стремилась обеспечивать религиозные потребности крымских татар и решать спорные вопросы между представителями власти и религиозных организаций путем конструктивного диалога.

6. В 2013 г. с целью обеспечения информационных потребностей на крымскотатарском языке издавались газеты "Къырым", "Маариф ишлери" и журналы "Тасиль" и "Къасевет". На Государственной ТРК "Крым" работала крымскотатарская редакция "Мейдан", вещание которой составляло 7% от общего вещания компании.

7. К марту 2014 г. под охраной государства находились десятки памятников крымскотатарского народа.

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux