Портал в режиме тестирования и наполнения
Решение Конституционного Суда Украины относительно проведения общекрымского "референдума"
19 мартa 2014 12:13

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

 

Р Е Ш Е Н И Е

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

 

по делу о соответствии Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым „О проведении общекрымского референдума“ по конституционным представлениям исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека

(дело о проведении местного референдума в Автономной                                 Республике Крым)

 

г. К и е в                                                                         Дело № 1-13/2014

14 марта 2014 года

№ 2-рп/2014

 

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Баулина Юрия Васильевича – председательствующего, Брынцева Василия Дмитриевича, Вдовиченко Сергея Леонидовича, Гультая Михаила Мирославовича, Запорожца Михаила Петровича, Литвинова Александра Николаевича, Мельника Николая Ивановича, Саса Сергея Владимировича, Сергейчука Олега Анатольевича, Слиденко Игоря Дмитриевича, Стецюка Петра Богдановича – докладчика, Тупицкого Александра Николаевича – докладчика, Шапталы Натальи Константиновны, Шевчука Станислава Владимировича, Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел в пленарном заседании дело о соответствии Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым „О проведении общекрымского референдума“ от 6 марта 2014 года, № 1702-6/14 (газета „Крымские известия“, 2014 год, 7 марта) по конституционным представлениям исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Поводом к рассмотрению дела в соответствии со статьями 39, 40, 79 Закона Украины„О Конституционном Суде Украины“ стали конституционные представления исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Основанием к рассмотрению дела согласно статье 71 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“ являются утверждения субъектов права на конституционное представление о неконституционности Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым „О проведении общекрымского референдума“ от 6 марта 2014 года № 1702-6/14.

Заслушав судей-докладчиков Стецюка П.Б., Тупицкого А.Н. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины

у с т а н о в и л:

1. Верховная Рада Автономной Республики Крым Постановлением „О проведении общекрымского референдума“ от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 (далее – Постановление) постановила:

– войти в состав Российской Федерации как субъект Российской Федерации;

– назначить на 16 марта 2014 года общекрымский референдум (включая город Севастополь), на который вынести такие альтернативные вопросы:

„1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?

2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?“;

– утвердить текст бюллетеня для голосования на общекрымском референдуме 16 марта 2014 года и установить, что бюллетени для голосования на общекрымском референдуме печатаются на русском, украинском и крымскотатарском языках;

– утвердить Временное положение об общекрымском референдуме;

– создать Комиссию Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума;

– обратиться к Президенту Российской Федерации и к Федеральному Собранию Государственной Думы Российской Федерации о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации как субъекта Российской Федерации.

В Постановлении также определено, что вопрос, получивший большинство голосов, считается таким, что выражает прямое волеизъявление населения Крыма, и поручено Комиссии Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума организовать работу по обеспечению проведения референдума в соответствии с указанным временным положением, а Совету министров Автономной Республики Крым – организовать финансовое, материально-техническое и прочее обеспечение проведения общекрымского референдума.

2. Субъект права на конституционное представление – исполняющий обязанности Президента Украины, Председатель Верховной Рады Украины – в соответствии со статьей 112, частью второй статьи 137 Конституции Украины Указом Президента Украины от 7 марта 2014 года № 261 „О приостановлении действия Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 „О проведении общекрымского референдума“ приостановил действие Постановления и одновременно обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством рассмотреть вопрос о его соответствии Конституции Украины (конституционности). По мнению автора ходатайства, Верховная Рада Автономной Республики Крым, постановив Постановление, нарушила конституционные принципы реализации государственного суверенитета Украины, основы конституционного строя, территориальной организации и осуществления государственной власти в Украине. Как считает субъект права на конституционное представление, Постановление не соответствует статьям 2, 5, 8, 13, 73, 75, пунктам 2, 3 части первой статьи 85, статье 91, пунктам 13, 20 части первой статьи 92, статьям 132 – 138 Конституции Украины, частям первой, третьей статьи 1, пункту 7 части первой статьи 18, статье 26 Конституции Автономной Республики Крым, статьям 1, 9, 10 Закона Украины „О Верховной Раде Автономной Республики Крым“.

Субъект права на конституционное представление – Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать Постановление не соответствующим статье 73, пункту 2 статьи 85, статьям 137, 138 Конституции Украины, и отметил, что решение вопроса об изменении территории Украины должно осуществляться на всеукраинском референдуме.

3. Постановлением Второй коллегии судей Конституционного Суда Украины от 11 марта 2014 года конституционные производства по делам о соответствии Конституции Украины (конституционности) Постановления по конституционным представлениям исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека объединены в одно конституционное производство.

4. Решая поднятые в конституционных представлениях вопросы, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.

4.1. Конституцией Украины провозглашено, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию; составляющей государственного суверенитета является целостность и неприкосновенность территории Украины в пределах существующих границ; защита суверенитета и территориальной целостности Украины является важнейшей функцией государства, делом всего Украинского народа (статья 2, часть первая статьи 17 Конституции Украины).

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей; нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия; органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статья 8, часть вторая статьи 19 Основного Закона Украины).

Территориальное устройство Украины, правовой режим государственной границы определяются исключительно законами Украины (пункты 13, 18 части первой статьи 92 Конституции Украины).

4.2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами; никто не может узурпировать государственную власть (статья 5 Основного Закона Украины).

Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии; граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах (часть первая статьи 38, статья 69 Конституции Украины).

Право граждан на участие в референдуме является их неотъемлемым конституционным правом. На всеукраинский референдум выносятся вопросы общегосударственного значения, то есть решение которых влияет на судьбу всего Украинского народа – граждан Украины всех национальностей. На местный референдум могут выноситься исключительно вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы.

4.3. Согласно статье 132 Конституции Украины территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности и

социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций. Указанные конституционные принципы организации территориального устройства обусловлены формой государственного устройства Украины как унитарного государства.

Конституционный Суд Украины в Решении от 13 июля 2001 года

№11-рп/2001 (дело об административно-территориальном устройстве) установил, что административно-территориальная единица – это компактная часть единой территории Украины, являющаяся пространственной основой для организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села (часть первая статьи 133 Конституции Украины). Согласно части второй статьи 133 Основного Закона Украины Автономная Республика Крым и город Севастополь входят в состав Украины как отдельные субъекты административно-территориального устройства Украины. Город Севастополь не входит в состав Автономной Республики Крым, имеет специальный статус, который определяется законом Украины.

Конституционный Суд Украины подчеркивает, что принципы целостности и неприкосновенности территории Украины в пределах существующей границы, распространение суверенитета Украины на всю ее территорию установлены Конституцией Украины. Сужение пределов существующей границы Украины, вывод какого-либо субъекта административно-территориального устройства Украины из ее состава, изменение конституционно закрепленного статуса административно-территориальной единицы, в частности Автономной Республики Крым и города Севастополя, как неотъемлемой составной части Украины путем проведения местного референдума противоречат указанным конституционным принципам.

4.4. Вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом (статья 73 Конституции Украины). Назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным указанной статьей Конституции Украины, относится к полномочиям Верховной Рады Украины (пункт 2 части первой статьи 85 Основного Закона Украины). Организация и порядок проведения выборов и референдумов определяются исключительно законами Украины (пункт 20 части первой статьи 92 Конституции Украины).

Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению (статья 134 Конституции Украины). Перечень вопросов, относящихся к ведению Автономной Республики Крым, и вопросов, по которым она осуществляет нормативное регулирование, установлен статьями 137, 138 Конституции Украины.

Конституционный статус Автономной Республики Крым согласуется с Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Законом Украины от 15 июля 1997 года № 452/97–ВР, по которой основные полномочия и функции местной власти определяются конституцией или законом; местная власть в пределах закона имеет полное право свободно решать любой вопрос, который не исключен из сферы ее компетенции и решение которого не поручено какому-либо другому органу (пункты 1, 2 статьи 4).

 

4.5. Согласно Конституции Украины к ведению Автономной Республики Крым относится организация и проведение местных референдумов (пункт 2 части первой статьи 138) в порядке, определенном законом Украины (пункт 20 части первой статьи 92).

Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение (часть вторая статьи 135 Основного Закона Украины).

Конституционный Суд Украины считает, что Верховная Рада Автономной Республики Крым, постановив Постановление, которым предусмотрено вхождение в состав Российской Федерации как ее субъекта, обращение к Президенту Российской Федерации и к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации как субъекта Российской Федерации, вынесение на референдум указанных вопросов, нарушила конституционный принцип территориальной целостности Украины и вышла за пределы своих полномочий, а следовательно, Постановление не соответствует статьям 1, 2, 5, 8, части второй статьи 19, статье 73, пункту 3 части первой статьи 85, пунктам 13, 18, 20 части первой статьи 92, статьям 132, 133, 134, 135, 137, 138 Конституции Украины.

Постановление также противоречит основополагающим принципам суверенности и территориальной целостности государства, заложенным в международно-правовых актах, в частности принципу взаимного уважения к суверенному равенству каждого государства, включающему политическую независимость, возможность изменения границ согласно международному праву мирным путем и по договоренности. Вследствие действия указанных принципов государства-участники должны воздерживаться от нарушения территориальной целостности или политической независимости какого-либо государства путем применения силы или угрозы силой либо другим способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций, а также от действий, направленных против территориальной целостности или единства любого государства-участника (Устав Организации Объединенных Наций, Заключительный акт Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года).

 

5. Постановлением создана Комиссия Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума. Временным положением о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым предусмотрено создание территориальных и участковых комиссий по подготовке и проведению референдума.

Согласно Постановлению Совет министров Автономной Республики Крым организует финансовое, материально-техническое и иное обеспечение проведения общекрымского референдума. В связи с тем, что Постановление противоречит Конституции Украины, и согласно части второй статьи 81 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“ деятельность всех органов, созданных для проведения данного референдума, и финансирование мероприятий по проведению референдума должны быть прекращены, а бюллетени и агитационные материалы – уничтожены.

Таким образом, на основании материалов дела Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что Верховная Рада Автономной Республики Крым, приняв Постановление „О проведении общекрымского референдума“ от 6 марта 2014 года № 1702-6/14, нарушила Конституцию Украины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 150, 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 67, 69, 70, 73, 78, 79, 81 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“, Конституционный Суд Украины

р е ш и л:

1. Признать не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым „О проведении общекрымского референдума“ от 6 марта 2014 года № 1702-6/14.

2. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым

„О проведении общекрымского референдума“ от 6 марта 2014 года

№ 1702-6/14, признанное неконституционным, утрачивает силу со дня принятия Конституционным Судом Украины настоящего Решения.

 

3. Прекратить деятельность Комиссии Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума, территориальных и участковых комиссий, созданных для проведения данного референдума.

4. Совету министров Автономной Республики Крым прекратить финансирование мероприятий по проведению референдума, обеспечить уничтожение бюллетеней, агитационных материалов.

5. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в „Віснику Конституційного Суду України“ и в иных официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux