17 марта 2014 года нелегитимным составом Верховной Рады АР Крым было принято постановление «О независимости Крыма». В связи с этим Министерство иностранных дел Украины заявляет следующее:
1. Верховная Рада АР Крым, одобрив постановление от 6 марта 2014 года №1702-6/14«О проведении общекрымского референдума», нарушила конституционный принцип территориальной целостности Украины и вышла за пределы своих полномочий, установленных Конституцией Украины, Конституцией АР Крым и другими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Факт нарушения был четко установлен Конституционным Судом Украины, который в решении от 14 марта 2014 года №2-рп/2014 признал указанное постановление неконституционным, вследствие чего оно утратило силу.
2. Учитывая решение Конституционного Суда Украины, 15 марта 2014 года Верховная Рада Украины одобрила постановление №891-VII, которым постановила досрочно прекратить полномочия Верховного Совета АР Крым, вследствие чего последний утратил какую-либо легитимность.
3. Несмотря на правомерные действия Украины как территориального суверена, под юрисдикцией которого находится АР Крым, самопровозглашенная власть Крымского полуострова 16 марта 2014 года провела плебисцит, который нарушает не только существующее законодательство Украины, но и фундаментальные нормы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Уставе Совета Европы, Заключительном акте СБСЕ 1975 года и других итоговых документах СБСЕ/ОБСЕ, Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 1991 года и др.
Многочисленные доказательства, включая материалы фото и видеосъемки, свидетельства очевидцев событий, в том числе граждан иностранных государств, доказывают, что условия проведения так называемого «референдума» не соответствовали демократическим стандартам проведения референдумов, которые были разработаны в рамках ОБСЕ и Совета Европы.
Серьезные предостережения относительно свободного волеизъявления населения этого региона Украины вызывает также тот факт, что с 26 февраля 2014 года АР Крым de facto находится под оккупацией военных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Опираясь на результаты этого псевдодемократического «волеизъявления», Верховный Совет АР Крым, полномочия которого были прекращены конституционным способом, 17 марта 2014 года издал постановление, где «провозгласил Крым независимым суверенным государством, в котором город Севастополь имеет особый статус», и обратился в ООН и ко всем государствам с призывом «признать независимое государство, созданное народами Крыма».
5. Учитывая то, что независимость Крыма была провозглашена нелегитимным органом по результатам антиконституционного референдума, проведенного с кричащими нарушениями общеевропейских норм и стандартов проведения референдумов, Министерство иностранных дел Украины обращается ко всем членам международного сообщества с настойчивой просьбой воздержаться от международного признания «Республики Крым».
6. Министерство иностранных дел Украины подчеркивает то, что в современном международном праве общепринятой является обязанность государств не признавать самопровозглашенные псевдогосударственные образования или какую-либо ситуацию, связанную с их существованием, если они являются результатом противоправного применения силы. Opinio juris по этому вопросу неоднократно высказывалось в конвенционных и декларативных международных инструментах, в практике государств, арбитражных и юрисдикционных органов.
7. Провозглашение независимости «Республики Крым» является непосредственным следствием применения против Украины силы и угрозы силой со стороны РФ, что, с учетом статуса России как ядерного государства, имеет особенно опасный характер как для территориальной целостности и независимости Украины, так и для международного мира и безопасности в целом.
Проявлением применения против Украины силы и угрозы силой стала военная оккупация подразделениями Вооруженных Сил РФ АР Крым за две недели до проведения плебисцита.
Соответственно, Министерство иностранных дел Украины утверждает, что на основании обычной нормы международного права у членов международного сообщества возникла обязанность не признавать Крым субъектом международного права, в том числе не признавать никаких ситуаций, договоров или договоренностей, которые могут быть созданы или достигнуты относительно этой территории.
8. Министерство иностранных дел Украины отмечает, что нарушение этого обязательства, то есть международное признание «Республики Крым», провозглашение которой лишено как конституционного, так и международно-правового основания, будет означать, что субъекты такого признания в свою очередь осуществляют международно-правовой акт, нарушая фундаментальные нормы международного права и общепризнанные принципы сосуществования государств.