Портал в режиме тестирования и наполнения
Леонид КОЖАРА: «Украинский год ОБСЕ: экватор председательствования»
02 августа 2013 11:09

 Уже более шести месяцев Украина осуществляет руководство Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшей в мире региональной безопасностной структурой, которая объединяет 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Середина года, конечно, — это не время для итоговых оценок результатов нашего председательства. Оценивать их можно будет после проведения в Киеве Двадцатого министерского заседания ОБСЕ в декабре этого года. Но уже первое полугодие во главе ОБСЕ доказало: Украина достойно выполняет эту ответственную миссию.

 

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ КАК ОСНОВНОЙ ВЫЗОВ ОБСЕ

 

Государство, которое возглавляет ОБСЕ, берет на себя серьезную ответственность, поскольку Организация занимает особое место в архитектуре евроатлантической и евразийской безопасности. Ее уникальность обусловлена тремя ключевыми факторами.

 

Первый заключается в широком географическом охвате — «от Ванкувера до Владивостока».

 

Второй — во всеобъемлющем мандате в сфере безопасности.

 

Третий — в консенсусном подходе к принятию решений.

 

Появившись почти сорок лет назад, НБСЕ/ОБСЕ стала важной платформой диалога между идеологическими соперниками и способствовала дальнейшим демократическим изменениям в регионе.

 

Не будет преувеличением сказать, что именно ОБСЕ мы должны в первую очередь благодарить за прекращение многолетнего идеологического противостояния двух противоположных лагерей в Европе.

 

Многие страны, взяв на себя в Хельсинки важные внутренние обязательства, начали меняться изнутри. Постепенно менялась общественная атмосфера в странах, пораженных вирусом авторитаризма, и эти изменения впоследствии привели к падению «железного занавеса» и Берлинской стены.

 

Украина всегда имела к ОБСЕ особое отношение. Хельсинский заключительный Акт, который закрепил право наций на самоопределение и дал мощный толчок к активизации общественного движения, стал краеугольным камнем в фундаменте украинской независимости. А наработанные до этого времени в ОБСЕ общие нормы и стандарты, в частности в сферах демократии и прав человека, стали в значительной мере основой развития отечественной политической и правовой системы.

 

Став в 1992 году полноправным государством-участником на то время еще Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Украина получила уникальную возможность принимать непосредственное участие в обсуждении и решении актуальных проблем международной безопасности в регионе ответственности этой Организации.

 

На сегодняшний день регион ОБСЕ утвердился как основное пространство, на котором Украина реализует свои внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. Достаточно отметить, что из первой тридцатки основных торговых партнеров Украины в прошлом году двадцать пять стран являются государствами-участниками или партнерами по сотрудничеству ОБСЕ. Так же подавляющее большинство стратегических партнеров нашего государства расположены именно в зоне ответственности ОБСЕ.

 

На протяжении последних лет значение ОБСЕ для Украины усилилось еще больше. Определяющую роль в этом играет внеблоковый статус нашего государства. Неучастие Украины в ни одной другой военно-политической организации естественным образом обусловливает нашу заинтересованность в повышении эффективности ОБСЕ, укреплении ее возможностей и более полной реализации ее потенциала.

 

Именно поэтому мы рассматриваем наше председательство в ОБСЕ как уникальную возможность сделать свой вклад в дальнейшее укрепление этой Организации.

 

Считается, что все стратегические задачи, которые ставились перед Организацией в середине 70-х и в начале 90-х годов прошлого века в целом были выполнены.

 

Возникает закономерный вопрос — какой должна быть «завтрашняя» повестка дня для ОБСЕ?

 

Совместный ответ на этот вопрос придется искать в сложных условиях.

 

Участники последнего заседания Совета Министров ОБСЕ в декабре прошлого года в Дублине откровенно говорили о кризисе доверия и нехватке политической воли в Организации.

 

Однако не стоит возлагать всю ответственность на ОБСЕ, обвиняя ее в слабости и неэффективности инструментария.

 

Реальность заключается в том, что проблемные вопросы, которые обременяют диалог в рамках Организации, имеют внешнее влияние. Состояние же сотрудничества в рамках ОБСЕ лишь отражает суть межгосударственных отношений и уровень доверия между ее государствами-участниками.

 

К сожалению, баланс интересов 57 государств-участников ОБСЕ является чрезвычайно хрупким. Преодоление конфронтационного мышления остается важной задачей. Миссия председательства заключается в укреплении духа сотрудничества, однако без политической воли всех государств-участников добиться успеха будет сложно.

 

Определенные надежды мы возлагаем на начатый Украинским председательством трехлетний процесс «Хельсинки +40», который мы продвигаем в тесном взаимодействии с последующими председательствами Швейцарии и Сербии. Его суть — в стремлении возобновить «дух Хельсинки», который позволил в 1975 году принять исторический Хельсинский заключительный Акт.

 

В целом все согласны с тем, что к 40-й годовщине одобрения настоящего документа Организация должна подойти с общим видением роли ОБСЕ в современных безопасностных реалиях, а также шагов, которые позволят усилить доверие между государствами-участниками и повысить эффективность Организации.

 

А конечная цель — приблизиться к созданию в пространстве ОБСЕ свободного, демократического, единого и неделимого Евроатлантического и Евразийского безопасностного содружества, как это было предусмотрено в Юбилейной декларации саммита ОБСЕ в Астане в 2010 году.

 

Что удалось сделать Украине в этой сфере за полгода?

 

В первую очередь мы смогли обеспечить надлежащую динамику процесса и сгенерировали интерес государств-участников к обсуждению наиболее сложных вопросов повестки дня ОБСЕ.

 

Обязательными участниками диалога Украина видит представителей академических учреждений и гражданского общества. Их участие усилит весомость рекомендаций, которые предоставит Украинское председательство относительно усиления эффективности сотрудничества во всех трех измерениях деятельности ОБСЕ.

 

НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ КОНФЛИКТЫ — ПРИОРИТЕТНОЕ ВНИМАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАНИЯ

 

Едва ли не больше других проблем сообщество ОБСЕ волнует урегулирование длительных конфликтов — в Приднестровье, Нагорном Карабахе и в Грузии.

 

Даже в «замороженном» состоянии эти конфликты представляют угрозу европейской безопасности, сдерживают экономическое развитие втянутых в такое противостояние стран. Тысячи беженцев до сих пор не могут вернуться в свои дома.

 

В то же время должны помнить: жизнеспособное и долгосрочное решение конфликта должно быть воспринято и поддержано как политическими лидерами сторон конфликта, так и населением соответствующих государств или регионов. Кроме того, на первый план выходят вопросы гарантий выполнения достигнутых решений.

 

Поэтому важно стимулировать переговоры, создавая для них необходимую основу и предлагая компромиссные варианты решения проблемных вопросов.

 

Какие цели ставит перед собой Украинское председательство?

 

Предельно реальные и понятные. А именно — небольшими, но последовательными шагами добиваться прогресса. Возобновлять доверие между участниками конфликта. Предоставлять свою площадку для переговоров.

 

Среди всех продолжительных конфликтов в фокусе нашего внимания, разумеется, — Приднестровье. Вовсе не случайно первый визит в качестве Действующего председателя ОБСЕ я осуществил именно в Молдавию.

 

Более того, за полгода мы провели два раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Оба состоялись на украинской территории — во Львове и в Одессе. На второе полугодие готовятся следующие встречи.

 

Мы упорно работаем над тем, чтобы диалог между руководством в Кишиневе и Тирасполе не прекращался. Принимаем меры для предотвращения роста напряжения в Зоне безопасности.

 

На повестке дня — улучшение в сфере свободы передвижения, активизация сотрудничества правоохранительных органов, экономическое и гуманитарное сотрудничество.

 

Считаем, что достижение прогресса на этих направлениях будет укреплять основу политического урегулирования приднестровского конфликта.

 

Вместе с ООН и ЕС Украина в этом году председательствует на Женевских международных дискуссиях — на площадке, созданной после вооруженного конфликта в Грузии в 2008 году.

 

Дискуссии, в которых принимают участие грузинские, абхазские и южноосетинские представители при участии США и РФ, направлены на решение неотложных вопросов безопасности и потребностей населения регионов, которые пострадали от конфликта.

 

Именно эти вопросы были в центре внимания председательствования во время моего визита в Грузию в июне этого года, поскольку даже через пять лет после войны ситуация остается сложной.

 

При посредничестве украинского председательствования ежемесячно в Грузии проходят заседания Механизма по предупреждению и реагированию на инциденты, на котором обсуждаются вопросы безопасности в зоне линии административной границы с Южной Осетией.

 

Их участники объективно констатируют: с начала года ситуация стала стабильнее, а количество инцидентов уменьшилось.

 

Тематика нагорно-карабахского урегулирования была ключевой на повестке дня моих недавних переговоров с руководством Азербайджана и Армении.

 

Основные сигналы, которые доносит Украина как председательствующая в ОБСЕ: необходимость завершения согласования базовых принципов урегулирования конфликта, воздержание от односторонних шагов, стабилизация ситуации на линии прикосновения.

 

Украина поддерживает усилия сопредседателей Минской группы — представителей России, США и Франции — по содействию мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. За полгода сопредседатели уже дважды посещали Киев, и мы имели содержательные дискуссии о ходе процесса урегулирования.

 

УКРАИНСКАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ ОБСЕ

 

Определяя приоритеты председательства, Украина стремилась сохранить баланс между тремя измерениями деятельности ОБСЕ — политико-военным, экономико-общественным и человеческим.

 

В актив председательства можно смело занести, например, прогресс в работе над обновлением «Принципов ОБСЕ, регулирующим нераспространение», которые были одобрены в далеком 1994 году. Рассчитываем на завершение соответствующей работы до Киевского министерского заседания ОБСЕ.

 

А недавно в рамках ОБСЕ была основана разработка проекта документа по укреплению доверия в сфере кибернетической/информационной безопасности. В принятии данного документа заинтересованы все без исключения 57 государств-участников ОБСЕ.

 

Бесспорное достижение Украинского председательства — существенная интенсификация по нашей инициативе дискуссий в ОБСЕ по энергетической безопасности. До 2013 года эта тема находилась фактически на периферии интересов ОБСЕ.

 

Президент Украины Виктор Янукович и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выступили с совместной инициативой относительно проведения в октябре этого года в Ашхабаде конференции высокого уровня ОБСЕ по вопросам энергетической безопасности. Эта инициатива вызвала немалый интерес и поддержку среди стран-участниц Организации.

 

Мы рассчитываем на то, что Ашхабадская конференция станет началом процесса, который приведет к значительному повышению международной роли ОБСЕ в сфере энергетической безопасности.

 

Наиболее показательный пример важной роли ОБСЕ в обеспечении экологической безопасности государств-участниц опять-таки связан с нашим государством. Речь идет о реализации Украиной совместного с ОБСЕ проекта по утилизации 16,4 тысяч тонн высокотоксичных компонентов жидкого ракетного топлива «меланж».

 

Этот проект является самым масштабным в истории проектной деятельности ОБСЕ. Общее количество уже вывезенного из Украины меланжа составляет около 11 тысяч тонн. Украинцы не будут страдать от угроз, связанных с этим высокотоксичным веществом.

 

Хотя человеческое измерение безопасности ОБСЕ традиционно идет третьим по счету, защита прав человека и основополагающих свобод занимает особое место в деятельности Организации.

 

Свобода СМИ и безопасность журналистов, борьба с проявлениями нетерпимости или дискриминации, свобода вероисповедания, свобода собраний и объединений, демократические выборы и наблюдение за ними, защита прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, — эти вопросы постоянно находятся в центре внимания Организации.

 

Содействие выполнению государствами-участницами ОБСЕ обязательств, направленных на усиление защиты прав и основных свобод человека, является приоритетом Украинского председательства.

 

В этой сфере нами за полгода сделано немало.

 

Мы успешно провели четыре международных мероприятия в человеческом измерении, два из которых являются конференциями высокого уровня. Чтобы представить себе, какой масштабной работы это требовало, вспомним лишь на минутку, какие огромные расхождения накопились за последние годы в позициях государств-участниц по вопросам прав и свобод человека.

 

Поэтому обеспечить проведение мероприятий ОБСЕ в этом измерении было очень и очень непростым заданием. Однако украинскому председательствованию удалось найти точки соприкосновения со всеми странами-членами.

 

Высокую оценку международного сообщества получили усилия Украинского председательства относительно укрепления роли ОБСЕ в контексте противодействия одному из самых ужасных преступлений современности — торговле людьми.

 

В июне в Киеве состоялась конференция высокого уровня «Укрепление роли ОБСЕ в борьбе против торговли людьми». Участие в ней приняли высокопоставленные должностные лица из всех государств-участниц ОБСЕ, парламентарии, руководители международных институтов и неправительственных организаций, ведущие международные эксперты.

 

Конференция фактически стала первой за многие годы попыткой поднять вопрос торговли людьми на качественно новый уровень. Ее участники предоставили немало практических рекомендаций относительно того, каким образом консолидировать международные и национальные усилия в борьбе с современными формами рабства, как эффективно пользоваться имеющимся инструментарием для выполнения уже существующих обязательств в этой сфере.

 

Существенное внимание Украинского председательства уделяется воспитанию молодежи на принципах толерантности и недискриминации.

 

Важный вклад в достижение этой цели призван внести Детско-молодежный саммит ОБСЕ. Он будет проведен с 20 июля по 1 августа 2013 года на базе Международного детского центра «Артек» под эгидой Украинского председательства в ОБСЕ. Его соорганизаторами является Всеукраинский благотворительный Фонд Надежды и Добра, Министерство социальной политики Украины и Министерство иностранных дел Украины.

 

Молодежный саммит ОБСЕ будет проводиться впервые в истории Организации, и мы рассчитываем, что такие мероприятия станут хорошей традицией в ее дальнейшей деятельности.

 

Выработанные по итогам каждого из мероприятий рекомендации будут составлять основу для укрепления выполнения обязательств ОБСЕ в сферах противодействия торговле людьми, свободы передвижения, содействия толерантности и недискриминации, обеспечения свободы СМИ.

 

Украинское председательство добилось возобновления сотрудничества между Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) и Парламентской ассамблеей ОБСЕ, что по праву стало одним из важнейших событий первого полугодия в человеческом измерении Организации.

 

Как известно, оба института осуществляют избирательное наблюдение. И потому прошлогоднее дублинское заявление тогдашнего президента ПА ОБСЕ о прекращении действия двустороннего соглашения о сотрудничестве между ними привела к парадоксальной ситуации, когда на президентских выборах в Армении две отдельных наблюдательных миссии имели в своем названии аббревиатуру «ОБСЕ».

 

Мы уделили огромное внимание возобновлению сотрудничества с БДИПЧ в ходе визита в Украину нынешнего президента ПА ОБСЕ В.Гроссрука, с которым встречались Президент Украины, руководство правительства и парламента.

 

Я лично назначил Специальных координаторов краткосрочных наблюдательных миссий во время выборов, проходивших в Болгарии в мае и в Албании в июне.

 

РАСШИРЯЯ ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

 

Невзирая на все сложности, модель безопасностного сотрудничества, которой придерживается Организация, остается приемлемой. Это подтверждает, например, прошлогоднее вступление в ОБСЕ Монголии.

 

А в этом году я получил письма от монгольского коллеги с просьбой об открытии в этой стране полевого присутствия ОБСЕ. Украинское председательство направило в конце мая в Улан-Батор миссию экспертов. Она поможет определить уровень поддержки, в которой будет нуждаться новое государство-участник для выполнения обязательств в рамках ОБСЕ.

 

Существует интерес со стороны других стран к углублению отношений с ОБСЕ, с помощью формата партнерства. Недавно ко мне обратился министр иностранных дел Ливии с просьбой о предоставлении его стране статуса партнера ОБСЕ. Такое стремление можно только приветствовать, потому что безопасность пространства ОБСЕ неразрывно связана с безопасностью прилегающих регионов.

 

В ближайшее время украинское председательствование начнет консультационный процесс по этому вопросу.

 

НАВСТРЕЧУ КИЕВСКОМУ МИНИСТЕРСКОМУ ЗАСЕДАНИЮ ОБСЕ

 

Менее чем через полгода министры иностранных дел 57 стран-участниц ОБСЕ и 11 государств-партнеров по сотрудничеству соберутся в Киеве на юбилейное, Двадцатое министерское заседание ОБСЕ.

 

Украинское председательство начало подготовку проектов документов, которые будут выноситься на это мероприятие.

 

Мы сознательно взяли курс на качество, а не количество будущих решений. Успех председательства той или иной страны давно уже не измеряется количественными категориями.

 

Наши предложения будут отображать приоритеты Украинского председательства во всех трех измерениях безопасности, включая урегулирование конфликтов, принципы нераспространения, кибербезопасность, влияние энергетической деятельности на окружающую среду, противодействие торговле людьми и продвижение процесса «Хельсинки +40».

 

Мы рассчитываем на успешную реализацию поставленных амбициозных задач. Имеем такие ингредиенты успеха, как постоянное внимание к председательствованию со стороны руководства государства, согласованное взаимодействие органов государственной власти и высокопрофессиональная работа наших дипломатов в Киеве, Вене и столицах стран-участниц.

 

Поэтому уверен: до встречи министров в Киеве наша работа принесет весомые результаты — в интересах нашего государства, ОБСЕ, региональной и мировой безопасности.

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux